piligrim04 (piligrim04) wrote,
piligrim04
piligrim04

Когда горело гетто

Максим Соколов – об одесском пожарище и человеческом перерождении

Одесский погром 2 мая 2014 г. войдет в число самых черных страниц Европы (куда так устремляется новая Украина), потому что когда сторонники единства нации поджигают здание с находящимися в нем людьми и добивают пытающихся вырваться из огня - с 1945 г. Европа такого не знала. Азия и Африка - бывало, так что украинцы если идут шляхом, то все больше африканскiм.

Обозревая же годы, когда Европа тоже такое знала, позднейшие исследователи исторических свидетельств о погромах сильно впечатляются реакцией публики. Порой даже не остервенело упоенной - это скорее непосредственные исполнители, - а добродушно любопытствующей, как живое человеческое мясо шкворчит в огне и как изобретательно добиваемые жертвы пребывают в смертной агонии.

По каковому поводу свидетели погрома сыплют остроумными шутками и прибаутками - радуются "запеканию колорадов" и каламбурят: "В Запорожье замесили пирог из сепаратистов, а в Одессе запекли". Если бы это была бесноватая депутатка Фарион - "Ну, що? Врятував вас ваший Путін, дебіли? І так буде з кожним конченим сепарастом! Ігри скінчилися. Продовжуйте горіти, тепер вже у пеклі", -- можно было бы сказать, что пекельная злоба проступает у ней на лице и вообще депутатка вызывает в памяти гоголевские строки:
"Нет такого слова на свете, которым бы можно было его назвать. Его жгло, пекло, ему хотелось бы весь свет вытоптать конем своим, взять всю землю от Киева до Галича с людьми, со всем и затопить ее в Черном море".

Но в том и ужас, что в большинстве своем это обычные люди. По крайней мере, еще 1 мая с. г. обычные. Просто грань между обиходными и грешными человеками и сладострастными злыми насекомыми пролегает через каждое людское сердце, и эта грань значительно более преодолима, чем принято думать.

В фотографических свидетельствах Львовского погрома 30 июня - 2 июля 1941 г.  запечатлены не только страдания жертв, но и жадное любопытство зрителей. Еще вчера бывшими добропорядочными львовскими горожанами, а нынче превратившимися в кровоядных тварей, с интересом наблюдающих за изобретательным умерщвлением жидов и жидовок.

Примерно та же картина наблюдалась 25 июня 1941 г. в Каунасе - еще до вступления в город германских войск. С огоньком, с творчеством, с любопытством и с торжеством европейских начал.

2 мая 2014 г. в Одессе - на той же линии. Зверь, сидящий внутри каждого человека, точно так же сорвался с  цепи, прочность которой была преувеличена.

Вся разница только в том, что в 1941 г. фейсбука и инстаграма еще не было (впрочем, любительские фотокамеры уже были), а в 2014 г. жадная до кровавых зрелищ толпа уже была снабжена различными гаджетами, позволяющими сохранить в интернете интересное развлечение и свои интересные комментарии.

Как писал А. Я. Аронов, "Когда горело гетто, // Когда горело гетто // Четыре дня подряд, //

И было столько треска, // И было столько света, // И все вы говорили: // "Клопы горят".

С заменой клопов на колорадских жуков разница между 1943 г., когда давили восстание в Варшавском гетто, и сегодняшним днем не так уж и велика.

http://izvestia.ru/news/570258#ixzz30eo9chYF
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments