piligrim04 (piligrim04) wrote,
piligrim04
piligrim04

Глаза горят, полы блестят, ликует Свинорылия..

Глаза горят, полы блестят, ликует пионерия – сегодня транш нам передал… нет, не покойный Лаврентий Палыч, а Международный валютный фонд. Но царящая в Украине эйфория по поводу получения очередного транша МВФ очень напоминает советский ажиотаж вовремя визитов дорогих гостей. Наверное, если бы кредиты МВФ привозили наличкой в «Геркулесе» или чеком с нарочным, то их бы встречали рота Почетного караула, грудастые девчата в ленточках и толпа детишек в вышиваночках. Ну конечно президент, премьер, спикер и члены правительства.

Серьезно заболев «кредитоманией» в 2014 году, Киев ожидал этого транша, словно наркоман дозу, придавая ему стратегическое значение, и не только для экономики. Но чем вызван этот ажиотаж и насколько оправдаются ожидания чуда? Ведь создается впечатление, что нынешняя власть излишне преувеличивает значение сотрудничества Украины с МВФ.

Немного истории

[Spoiler (click to open)]

Свой первый кредит от МВФ Украина получила в конце 1994 года по общей программе «финансирования системных преобразований». Стоит заметить, что его получение вызывало немало вопросов. Дело в том, что эта программа была направлена на поддержку валют стран, страдавших от сокращения экспорта и удорожания импорта. Но в Украине тогда даже не было настоящей денежной единицы, только непонятные купоно-карбованцы, подверженные гиперинфляции. И всё же МВФ согласился выделить Киеву два транша по 392 миллиона долларов, которые пошли на формирование золотовалютных резервов страны – без которых внешнеэкономическая деятельность государства была весьма затруднена. Первый транш пришел в ноябре 1994-го, второй в марте 1995-го.

В апреле 1995-го МВФ одобрил 12-месячную программу кредитования Украины по системе «Stand-by» (резервные кредиты) на сумму $1,72 миллиарда. Это была первая программа, предусматривающая получение кредита под ряд обговоренных условий «реформирования экономики». При этом общая сумма обещанного кредита разбивалась на транши (от 2 до 4), каждый из которых последовательно выдавался по мере выполнения пунктов условий. После получения в мае 1995-го первого транша в 850 миллионов долларов, Киев затянул проведение «либеральных реформ» (массовой открытой приватизации стратегических предприятий) и сокращать бюджет за счет урезания субсидий для госпредприятий и социального сектора. Именно тогда левые партии Украины (коммунисты и социалисты) выступили с резкой критикой в адрес МВФ, придав ему тот негативный имидж, который сохраняется в украинском обществе до сих пор. Поэтому второй транш (870 миллионов) Украина тогда получила с задержкой (через год), добившись пересмотра условий.

В 1997-98 г.г. правительство Пустовойтенко договорилось с МВФ о новой программе кредитования, и лишь в марте 1998-го получило первый транш (250 миллионов), но не выполнило условия получения второго. Однако августовский кризис позволил Киеву договориться о программе «механизма расширенного финансирования», предусматривавшую получение 2,2 миллиардов долларов под условия экономического роста (не менее 4% ВВП ежегодно). Но падение мировых цен на металл и другие виды украинского экспорта вынудило отложить реализацию программы на два года, и в итоге Украина получила лишь два сокращенных транша: 250 миллионов в 2000-м году и 360 миллионов в 2001-м. При этом премьер Виктор Ющенко выступал против кредитов МВФ, заявив, что у страны и без того много долгов, а гривну Украина способна укрепить и собственными силами.

В 2002-2004 году, без особого энтузиазма, правительства Кинаха, а затем Януковича, согласовали с МВФ программу «Предупредительный Stand-by», которая предусматривала выделение кредита лишь в случае резкого сокращения золотовалютных резервов Украины. Но этого не произошло, а потому кредит не понадобился. А в 2005-2008 году уже став президентом, Ющенко вообще придерживался политики не заключать с МВФ программы кредитования. «В будущее без долгов!» - толкнул он в массы лозунг, с которым нельзя было не согласиться.

Идти на поклон к «акулам империализма» с протянутой шапкой пришлось осенью 2008-го, когда разразился новый кризис. Программа «Расширенный Stand-by» обещала выделить Украине четыре транша на общую сумму 16,4 миллиарда долларов, при этом часть кредита впервые должна была пойти на непосредственную поддержку бюджета. И в течение полутора лет Киев получил три транша (11,6 миллиардов), которые, впрочем, все равно не уберегли гривну от падения более чем вдвое: она полегчала по отношения к доллару с 4,75 до 8,1 но при этом и сам доллар за время кризиса «усох» почти на 30%. Четвертый же транш, намеченный на ноябрь 2009 года, Украина уже не получила: его условием было проведение пенсионной реформы (с повышением пенсионного возраста), и никто не захотел этого делать в канун президентских выборов.

Летом 2010 года правительство Азарова провернуло хитрый кульбит: оно договорилось с МВФ об отмене прежней программы и заключении новой, с выплатой новых 15,1 миллиардов долларов. Именно для этого провели пенсионную реформу, однако довести её до конца и пересмотреть пенсии «чернобыльцам» и другим категориям высокооплачиваемых пенсионеров не удалось: начались стихийные протесты, поддерживаемые оппозицией. И всё же Николаю Яновичу удалось получить от МВФ два транша на сумму почти 3,4 миллиардов, которые были направлены на пополнение золотовалютных резервов, поддержку бюджета и выплату долгов по прежним кредитам. Однакотребование МВФ повысить коммунальные тарифов до «рыночного» уровняАзаров публично отверг, после чего сотрудничество с МВФ было приостановлено. Правительство Азарова рассудило, что лучше брать кредиты там, где для их получения ставят меньше условий, пусть даже и под больший процент.

Новый этап сотрудничества Киева и МВФ начался в апреле 2014 года: кабмин Яценюка ради скорейшего получения кредитов соглашался на все условия, включая повышение цен на газ и электроэнергию для населения. Вот почему одновременно с началом выплат по «Расширенному Stand-by» в Украине начались «поэтапное» подорожание коммунальных услуг. Всего было получено два транша на сумму 4,6 миллиарда долларов, после чего Яценюк заявил, что этого недостаточно в условиях войны и кризиса. И в марте 2015 года Украина и МВФ заключили специальную программу «Extended Fund Facility», предусматривающую выделение 17,5 миллиардов долларов на ряд комплексных программ по укреплению экономики, бюджета и баланса гривны. Эта программа действует до сих пор, по ней в прошлом году уже было получено 6,62 миллиардов, после чего её приостановили в связи со сменой Кабмина и заминкой правительства Гройсмана выполнять условия получения новых траншей.

«Церковь свидетелей Транша»

Массовое исполнение праздничного гопака, в которое ударились провластные украинские политики и журналисты после известия о получении нового миллиарда от МВФ, честно говоря, просто озадачивает. Давайте вспомним: сначала где-то с месяц назад наш Гарант стал часто повторять о «успешных переговорах, приближающих получение нового транша». Причем, с такой же восторженной интонацией, с которой он регулярно обещает украинцам скорое получение безвизового режима с Евросоюзом.

Очень быстро вопрос следующего транша вышел за рамки обычного кредитного процесса и вообще темы экономики. Кто-то запустил в общество идею «без транша Украине не выжить», после чего его значение в сознании масс увеличилось до масштабов национальных интересов, получение стало вопросом жизни и смерти. Развивая эту довольно абсурдную тему, политики и политологи перешли на новый уровень фантазии: они начали утверждать, что выделение или не выделение транша продемонстрирует отношение мирового сообщества к Украине. Поможет ли нам Запад? – звучал извечный вопрос. Свою долю в развитие этого абсурда внесла Россия, выступавшая против выделения денег Украине. Хотя Москва лишь пыталась таким образом отомстить Киеву за отказ возвращать «кредит Януковича», украинские ура-патриоты расценили это как намерение Кремля удушить Украину экономически, лишив её жизненно важного транша.

И когда пришла новость о том, что МВФ выделил Украине миллиард долларов, все эти прихожане «Церкви свидетелей Транша», как их иронически прозвали более здравомыслящие украинцы, впали в патриотический экстаз, вещая о новой стратегической «перемоге». Некоторые даже стали утверждать, что эти деньги от МВФ - лишь начало, и скоро в Украину гурьбой попрут инвесторы, а особо одаренные мечтатели даже увидели в этом «признак скорого бегства Путина из Крыма».

А вот теперь самое время сказать волшебное заклинание «на самом деле», которое развеет мираж сказочных замков и превратит кареты обратно в тыквы. Что ж, готовьтесь удивиться: на самом деле, Украина получила вовсе не запланированный третий транш согласованного кредита МВФ. Да, его так называют, но это совсем не то, что Украина должна была получить еще в начале 2016 года, и даже не то, что МВФ собирался перечислить в июле. Запланированный третий транш должен был составлять 1,7 миллиарда долларов и частично использоваться для компенсации бюджетного дефицита из-за возросших расходов на субсидии для малоимущих. А условием его выполнения было сокращение бюджетных расходов на образование и медицину, конкретно – закрытие сельских школ и больниц, еще большее сокращение больничных коек в городах, фактическое уничтожение бюджетных ПТУ.

Именно невыполнение этих условий правительством Гройсмана послужило причиной заморозки третьего транша. После чего Киев и МВФ начали долгие затяжные переговоры, закончившиеся пересмотром соглашений и размеров выделяемых сумм. Итак, деньги выделены – но ведь сельские школы пока что не закрыты! Это может говорить о том, что стороны договорились о компромиссном варианте. МВФ, тронутое стенаниями Украины о кризисе, решило выделить её под видом третьего транша один миллиард, который полностью пойдет на поддержку вновь пошатнувшейся гривны. А Киев торжественно пообещал исправиться и выполнить условия программы кредитования, заложив «реформу» образования и медицины в бюджет 2017 года, чтобы рассчитывать на получение четвертого, уже полноценного транша. Думается, что уже очень скоро мы услышим об этой «реформе» из уст политиков, и она станет поводом для новой волны социального недовольства.

Что из этого следует? Прежде всего, полное разочарование адептов «Церкви свидетелей Транша», которые уже наверняка строят грандиозные прожекты о том, как потратить этот миллиард от МВФ и куда направить едущих в Украину иностранных инвесторов. Разумеется, миллиард долларов Украине не помешал бы – например, на эти деньги можно было бы построить три современных мусоросжигательных завода, в которых остро нуждаются Львов, Одесса, Харьков. На эти деньги можно было бы закупить три сотни аппаратов МРТ для украинских больниц – и не только сократить очереди на обследование, но и в разы снизить его стоимость. Хотя, скорее всего, если бы МВФ позволял Украине тратить кредиты на своё усмотрение, то их бы просто растащили еще на уровне Рады и министерств.

Но кредиты МВФ не просто целевые, они даже выделяются в т.н. SDR (специальные права заимствования), представляющие собою виртуальную «валюту» Международного валютного фонда, которая превращается в безналичные, а потом в наличные доллары и евро посредством банковских операций. Поэтому стырить эти кредиты без доступа к Нацбанку, Минфину и Госказначейству просто невозможно – хотя для людей, облеченных полнотой власти, это вполне реально. Возможно, в этом заключается причина того, что украинская оппозиция всегда выступала против кредитов МВФ: ведь она не могла ими воспользоваться!

Однако это также означает, что кредит МВФ нельзя даже банально проесть – то есть прямо потратить на непредусмотренные расходы. В лучшем случае с его помощью можно снизить расходы госбюджета на обслуживания внешнего долга, чтобы пустить освободившиеся средства на другие цели. Но в данном случае МВФ четко указало предназначение «третьего транша», который пойдет на «стабилизацию платежного баланса». Что ж, думается, это укрепит гривну копеек на 50-60, вновь вернув к 25,0 за доллар. Но стоило ли ради этого влезать в долг? Ведь отдавать придется уже не виртуальные SDR, а реальные доллары!

Но сейчас главный вопрос не в том, чем отдавать этот миллиард через четыре года (это будет уже головная боль другой власти), а как выполнить условия МВФ для получения следующих траншей? Закрытие сельских школ и больниц – это довольно болезненный удар по доброй трети населения страны, причем это основа «патриотического электората» Украины. И без того шаткий после повышения тарифов, рейтинг власти упадет еще ниже – а обозленные селяне начнут поддерживать радикальную оппозицию. А ведь еще одним условием МВФ является сокращение расходов Пенсионного Фонда!

И если раньше власти Украины прерывали выполнение условий МВФ, чтобы не продуть выборы, то сейчас они могу взять новый тайм-аут, чтобы не спровоцировать социальный бунт. Так что вполне возможно, что нынешний транш от МВФ стал последним - по крайней мере, в нынешней программе кредитования. Что ж, для украинской экономики это не смертельно, особенно если она, наконец, начнет сама зарабатывать валюту, а не выпрашивать её в кредит…



Виктор Дяченко

http://from-ua.com/articles/386806-kakuyu-cenu-ukraina-zaplatila-za-novii-transh-mvf-i-na-chto-ego-potratit.html

Tags: аберрация сознания, страна 404., украинство - это, хероям саван!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments